Осмотром и обмером выявляют следующие дефекты стального корпуса судна:
Полное разрушение металла в виде пробоин, трещин и разрывов корпусных связей.
Утонение металла связей корпуса вследствие коррозионного износа и истирания.
Гофрировка и бухтиноватость настилов судовых перекрытий.
Вмятины наружной обшивки, настилов палуб, двойного дна, переборок и остаточные деформации набора.
Повышенные общие остаточные деформации судна.
Нарушение непроницаемости сварных клепаных соединений или чрезмерный износ швов и головок заклепок.
Износ кромок швов с клепаными швами.
Интенсивный эррозионный износ выступающих частей и наружной обшивки в подводной части кормовой оконечности судна.
Для проведения дефектации подводной части корпуса судно ставят в док или на другое судоподъемное средство на клетки такой высоты, чтобы можно было тщательно осмотреть все днище. В результате дефектации корпуса определяют, какие конструкции и связи повреждены, район их расположения по длине, высоте и ширине корпуса, а также характер, размеры деформации и степень коррозионного износа.
При осмотре той или иной конструкции корпуса для выяснения ее состояния и пригодности к дальнейшей работе производят замер фактической остаточной толщины этой конструкции с помощью ультразвуковых толщиномеров.
При осмотре корпуса судна обращают особое внимание на состояние сварных, а на судах старой постройки заклепочных швов, подверженных значительной коррозии. Кроме того, стараются выявить трещины, их количество, район расположения и причины возникновения.
Сварные швы обшивки, имеющие трещины или высоту из-за коррозионного износа меньшую толщины листов, должны вырубаться до здорового металла и подвариваться вновь. Все виды трещин должны быть устранены. Водотечные и ослабевшие заклепки должны быть заменен