Качественный ремонт судовых дизелей во многом зависит от соблюдения правил разработки их на узлы и детали. В зависимости от категории ремонта разработка дизеля бывает частичная и полная.
Разработка – один из ответственных этапов общего технологического процесса ремонта. Её следует выполнять после тщательной подготовки и детального ознакомления с технической документацией на ремонт двигателя.
Качество разработки в значительной степени влияет на стоимость ремонта, так как небрежность, допущенная при разработке может привести к повреждениям отдельных деталей (забоинам, смятию поверхности, срыву резьбы образованию рисок на рабочих поверхностях и др.).
Дефектацию и ремонт деталей и узлов выполняют в соответствии с требованиями технических условий на ремонт двигателя, содержащими все необходимые данные о допустимых износах, предельных и браковочных размерах, а также в соответствии с требованиями Правил Речного Регистра.
В процессе дефектации деталей путем измерения устанавливают соответствие действительных размеров первоначальным (номинальным) и в зависимости от этого определяют необходимость и объём ремонта. В качестве измерительного инструмента применяют линейки, штангенциркули, микрометры, глубиномеры, индикаторы, микрометрические и индикаторные микрометры, наборы щупов и др.
Сборку ДВС после ремонта производят в зависимости от типа двигателя и условий выполнения ремонта, ее выполняют в цехе или на судне.
Детали двигателя перед сборкой тщательно промывают, все каналы и внутренние полости зачищают и продувают сжатым воздухом. В процессе сборки проверяют взаимное расположение осей и плоскостей отдельных деталей, масляные и тепловые зазоры в соединениях. Для обеспечения высокого качества сборки детали запрессовают с применением гидравлических прессов или специальных приспособлений, без ударов кувалдой или молотком, болты и гайки затягивают плавно, без ударов, с использованием специальных динамометрических ключей.
Окончив сборку двигателя выполняют регулировку механизма газораспределения. Для этого по градуировке на маховике определяют, при каком угле поворота коленчатого вала открыты и закрыты впускные и выпускные клапаны, а также находят положения, когда кривошип коленчатого вала не доходит до мёртвых точек и переходит их.
Моменты открытия и закрытия топливных клапанов устанавливают в соответствии с техническими данным из формуляра или инструкции по эксплуатации двигателя.
Окончательно механизм газораспределения регулируют после ходовых испытаний по индикаторным диаграммам, снятым во время проведения теплотехнического контроля двигателя.