Старинный евхаристический потир с накладной серебряной ажурной «сорочкой». Мастер серебряных дел Федор Петров. Российская империя, г. Москва, 1787 год.
Искусствоведческое атрибуционное заключение
На визуальное искусствоведческое исследование представлен:
Потир для причастия из серебра с позолотой и гравированными изображениями культового содержания. Золоченая серебряная чаша потира поверх своего корпуса обрамлена накладной серебряной ажурной «сорочкой» с кресчатым орнаментом и 4-мя отверстиями под медальоны; «сорочка» имеет в верхней части волнистый край с визуальной бахромой, в нижней части в основании чаши завершается круговым фризом с крестообразным орнаментом. С внешней стороны чаши потира, под слегка отогнутым наружу венчиком, имеется круговая резная литургическая надпись «Тело Христово приимите + Источника безсмертнаго вкусите +».
Тулово чаши потира украшено овальными позолоченными медальонами с резным изображением трех фигурного Деисуса и Голгофского креста в узких серебряного цвета оправах: в центре - Спаситель в иконографии «Иисус, благословляющий с державой в левой руке», справа и слева – Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционной позе молитвенного заступничества, сзади - Голгофский крест с орудиями Страстей Христовых.
Позолоченный гладкий фигурный стоян (ножка) в центре имеет утолщение в виде «яблока»; нижнее основание (подставка) с выступающим пластинчатым поддоном с круговым декором «косичка». Основание круглое, высокое, выпуклое с богатым выколоченным узором в виде вазонов с цветами, цветов с листьями, цветочными гирляндами, драпировками с цветами, между которыми имеются четыре круглых гравированных медальона на тему «орудия Страстей Господних» (Святой Крест, увитый терновым венком, колонна бичевания с сидящим наверху петухом, копьё Лонгина, копье с губкой с уксусом, бич/плеть, меч, лестница).
Для хранения потира имеется деревянная коробка с латунным запором и ложементом из фиолетовой бархатной ткани (современная работа).
Клейма: проставлены на всех деталях предмета (на тулове под венчиком, «сорочке», «яблоке» стояна, поддоне основания) в щитках разной формы - с инициалами неизвестных альдерманов «А.О. В» (период работы 1777-1789) и «К С.П», инициалы московского пробирного мастера «А.Т» (Андрей Титов, 1786-1798) с годом «1787», инициалы «Ѳ.П.» мастера-изготовителя потира (Федор Петров, период работы, 1760-1789/начало 1790-х), оттиск - городской герб Москвы в виде Георгия Победоносца на коне, поражающим дракона. Остальные несколько клейм, в т.ч. мастера-изготовителя ажурной «сорочки» частично затерты и точно не прочитываются.
Материалы, техническое исполнение: серебро, позолота; литье, выколотка, резьба штихелем, чеканка, ручная гравировка штихелем, канфарение, доводка. Общая сборка.
Размеры:
Высота – 24 см;
Диаметр чаши – 14 см;
Диаметр основания – 10,5 см.
Вес – 450 граммов.
Российская империя, г. Москва, мастер серебряных дел Федор Петров, 1787 год.