Архаичный напрестольный карпатский крест (гуцульский згард). Гуцульские Карпаты. 1895 год.
Кипарис, резьба.
Размеры: 25 х 8 х 1,5 см.
В отличном коллекционном состоянии.
Представляет антикварную, художественную, историческую ценность.
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ. Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа. Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.